Тихий океан... Так назвал его Фернан ди Магильяйнш, более известный своим испанским вариантом фамилии - Магеллан, чьи корабли первыми из европейских судов пересекли океан в 1520 году. Позже Фрэнсис Дрейк напишет в вахтенном журнале "... он оказался скорее Бешенным...", и будет гораздо ближе к истине. Не был Великий океан, и Тихим в отношении пиратства. Но обо всем по порядку.

Первыми из европейцев, чьи корабли достигли Тихого океана, были португальцы. В 1512 году Антонио д'Абреу, плавая к Индонезийскому архипелагу, достиг западных пределов океана. За португальцами последовали испанцы. Захватив в 1565 году Филиппины, они предприняли ряд экспедиций в Тихий океан в поисках Южной Земли (вернее, новых источников золота и серебра). Экспедиции под командованием Меданьи, Сармьенто, Кироса открыли множество новых островов, однако с золотом оказалось туговато. При этом испанцы вели себя соответственно духу того времени. Пытаясь получить необходимые припасы и естественно, не собираясь за них платить, они грабили островитян, попутно пытаясь найти слитки золота, которыми якобы те покрывали крыши своих хижин. Словом, обычное явление. Вскоре испанцы проложили первые торговые маршруты через океан, связав тем самым Филиппины со своими американскими владениями. И разумеется, вскоре, привлеченные запахом добычи, в Тихий океан пришли первые европейские пираты. Ими стали англичане, которые все чаще появляются у берегов Америки, правда пока со стороны Атлантики. В 1572 году во время своей первой экспедиции Ф.Дрейк с небольшим отрядом переходит Панамский перешеек и выходит к берегу Тихого океана, где грабит несколько испанских караванов. Тогда же, один из его спутников, Джон Оксенхэм, с помощью индейцев перетащил через перешеек (в разобранном виде) одномачтовый бот, использовавшийся для разведки и связи с берегом. Собрав его и спустив на воду, он тем самым стал первым английским пиратом в Тихом океане. Правда его приключения продолжались недолго. Хотя он успел ограбить два испанских корабля, но вскоре был обнаружен и настигнут боевыми каравеллами и после короткого боя захвачен в плен и повешен.

Первый блин вышел комом, но уже через пять лет Дрейк совершает успешный прорыв в Тихий океан, где курсируя вдоль побережья Южной Америки безнаказано грабит испанские корабли и прибрежные поселения. К примеру, при захвате лишь одного галиона "Какафуэго", добыча составила более 20 тонн серебра, 40 кг золота и 13 ящиков, набитых золотыми изделиями и драгоценными камнями. Естественно, что его триумфальное возвращение в Англию породило настоящую пиратскую лихорадку. Сотни новоявленных приватиров устремились к берегам Америки. Редко кому, правда, удавалось пройти дальше Карибского моря, да и те в большинстве своем впоследствии неплохо смотрелись на испанских виселицах. Однако некоторым все же повезло больше. Наиболее известным из них, пожалуй, является Томас Кавендиш. О его плавании расскажем подробнее.

Как и многие другие, молодой вельможа Кавендиш, после возвращения Френсиса Дрейка, решил последовать его примеру. Ему удалось познакомиться и сблизится с некоторыми из спутников Дрейка. Убедив их принять участие в новом плавании, онпродал свое имение, и на вырученные деньги купил два корабля. Компаньоны приобрели еще один. Флагманский корабль водоизмещением 150 тонн, был назван "Желание", два других имели водоизмещение соответственно 60 и 40 тонн. Команда состояла из 123 матросов и офицеров. 21 июля 1586 года эскадра вышла в море. Сама королева Елизавета официально пожелала Кавендишу успеха. К тому времени Англия и Испания находились в состоянии войны, поэтому необходимости в дипломатических увертках не было. 24 февраля 1587 года английские корабли вышли в Тихий океан. Вскоре им удалось захватить два испанских судна. После этого, пройдя к северу, англичане захватили и разграбили испанский город Пайту. Вскоре, захватив очередной корабль, Кавендиш узнал от кормчего, что вскоре к берегам Америки должен подойти манильский галион - самая желанная добыча для любого пирата. Что же представлял из себя этот самый манильский галион, и почему обладал такой ценностью ?

Путь через Тихий океан был долгий и сложный. Помимо штормов и течений кораблям приходилось противостоять и пиратам. В то время испанцам приходилось опасаться только местных пиратов, которые не могли справиться с крупными судами. Поэтому появилась идея отправлять для обеспечения перевозок между Филиппинами и Мексикой только один корабль. Естественно, он должен обладать соответствующей вместимостью и надежностью, что бы преодолеть успешно трудный путь с доверенным ему грузом. Поэтому размеры кораблей намного превышали размеры остальных кораблей того времени. При толщине борта до одного метра их водоизмещение достигало тысячи и более тонн. На четырех палубах размещалось до 80 - 100 пушек. Конечно, ни о какой скорости и маневренности говорить не приходилось, но в общем-то это и не требовалось. Один раз в год галион грузился в Маниле местными товарами - шелком, пряностями, коврами, фарфором и другим. После погрузки он выходил в океан и шел к берегам Мексики. Путь был долгим - 6 - 7 месяцев, а то и больше. Из-за нехватки воды, цинги и прочего нередко галионы теряли до половины экипажа. Однако выжившие зарабатывали огромные прибыли. Через несколько месяцев галион отправлялся в обратный путь, везя на Филиппины почту, товары из Испании и главное, годовое жалование солдатам и чиновникам. Сумма составляла до 25 миллионов песо. Поэтому если галион не достигал Филиппин, а это иногда случалось, филиппинская экономика была близка к краху.

Теперь понятно, почему узнав о прибытии манильского галиона Кавендиш сразу взял курс к берегам Калифорнии. Однако прошло более двух месяцов, а галион не появлялся. Но вот наконец, 4 ноября на горизонте показался долгожданный парус. Вскоре пиратские корабли приблизились к галиону "Святая Анна", и начался бой. Он продолжался пять часов. Две попытки абордажа были отбиты. Однако в конце концов английские корабли, удачно маневрируя, сумели проломить борта галиона и он начал медленно погружаться. Лишившись возможности продолжать бой, испанцы сдались. Высадившись на галион, сняли с него более 122 тысяч золотых монет, и множество других ценных товаров. Но для большей части груза просто не хватило места, поэтому дотащив галион на буксире к берегу и высадив испанцев, Кавендиш приказал поджечь галион.

После этого продолжать пиратствовать уже не было возможности. Поэтому англичане, повторяя маршрут Дрейка через Тихий океан отправились домой. Через несколько месяцев флагманский корабль "Желание" (два других судна затонули в пути) вошел в гавань Плимута. И хотя Томас Кавендиш и не стал сэром, встреча в порту по своей торжественности не уступила встрече Френсиса Дрейка.

Следующим известным эпизодом в истории тихоокеанского пиратства стал поход, предпринятый в 1680 году отрядом из 400 пиратов через панамский перешеек по маршруту, которым шел ранее Морган на Панаму. Известен он тем, что в этом походе рядовым пиратом принимал участие Уильям Дампир, написавший впоследствии множество книг и прославившийся как непобедимый корсар и гроза испанцев. На самом же деле пиратом Дампир был самым заурядным. Будучи сыном английского крестьянина - арендатора, после смерти отца он нанялся матросом на торговое судно и отправился к берегам Америки. Там он несколько лет был лесорубом, пока не присоединился к пиратам. Поход 1680 года был для него первым. В этом походе пиратам удалось захватить несколько испанских поселений, но добыча была невелика - все ценности испанцы успели переправить в Панаму. На море им так же не очень везло - хотя и удалось захватить несколько кораблей, лишь на одном было какое-то количество золота. Вскоре отряд разделился на две группы. Одна, в которой был и Дампир вернулась в Порт-Роял. Через три года он вновь принял участие в пиратской экспедиции у побережья Южной Америки. Экспедиция это проходила с переменным успехом - периодически удавалось захватывать испанские корабли, но ничего особенно ценного среди грузов не было. Поэтому когда к пиратам присоединился еще один корабль - бывшее английское торговое судно "Лебедь", чей экипаж решил что пиратство выгоднее чем торговля, они попытались напасть на испанский морской караван, шедший с Филиппин в Перу и Чили. Однако успеха они не добились - испанцы, используя преимущество в артиллерии и умело маневрируя, отбились и продолжили свой путь. Пиратские же корабли рассеялись в океане. Корабль, на котором находился Дампир отправился через Тихий океан к берегам Австралии. Здесь, хотя и открыв поневоле ряд новых островов, пираты так же не добились особых успехов, и вскоре отправились к берегам Малазии. Здесь Дампир и еще несколько пиратов, поссорившись с остальными, сошли на берег. Прожив несколько лет в Азии, Дампир возвращается в Англию таким же бедным, как и когда покинул ее. Однако, издав книги о своих приключениях (писательский талант у пирата несомненно был), он стал черезвычайно знаменит. Его принимали у себя лорды Адмиралтейства и председатели Королевского Географического общества. В 1699 году Дампир получил под командование двенадцатипушечный военный корабль для разведки и новых корсарских операций в Тихом океане. Однако совершив в 1699 и 1702 годах два похода в Тихий океан, Дампир показал, что хотя писатель и географ он и превосходный, но капитан посредственный - захваченная добыча была ничтожна. Тем не менее, он принял участие еще в одном походе - уже в качестве главного штурмана. Имеется в виду рейд под командованием Вудса Роджерса в 1708 - 1711 годах. Этот рейд был очень удачен - добыча составила более четверти миллиона фунтов стерлингов. Однако Дампир так и не успев получить своей доли, но прожив бурную и полную приключений жизнь, умер в своей постели в 1715 году, так и не разбогатев.

И в дальнейшем корсарские экспедиции в Южное море продолжались. Из них можно выделить экспедицию под командованием Джорджа Энсона в 1740 году. Тогда в очередной раз началась война между Испанией и Англией, и целью опять стали испанские колонии в Южной Америке. В октябре этого года эскадра из шести кораблей вышла в море. Первая ее часть была крайне неудачной. Шторма унесли на дно два корабля, еще один разбился у берегов Америки. И помимо всего прочего, за время плавания две трети моряков умерло от цинги ! Но несмотря на это, Энсону удалось захватить несколько кораблей и город Пайту, а затем повторить "подвиг" Кавендиша стопятидесятилетней давности - обнаружить и после боя взять на абордаж манильский галион "Командога". По возвращении в Англию, захваченные трофеи везли по Лондону на 37 повозках. Стоимость добычи, оплаченной жизнями сотен английских моряков, превысила полмиллиона фунтов стерлингов - по тем временам очень большая сумма.

Возникает вопрос - а что, кроме англичан, разве не было в Тихом океане пиратов из других государств ? Безусловно были, вот только история не сохранила почти никаких имен. Историков и писателей среди них практически не было, да и деятельность их продолжалась недолго. Правительства же Франции, Голландии сосредоточили свои интересы в других регионах - Карибском море, Индийском океане... Слишком далеко уж находится Великий океан, да и торговля с островитянами не особо прибыльная...

Но кроме европейцев, существовало и пиратство местное. Особенно известны были китайские пираты. Их быстроходные джонки долго были настоящим бичом Южно - Китайского и Восточно - Китайского морей. В середине XVI века, когда пираты фактически парализовали всю прибрежную торговлю и даже совершали набеги в глубь страны, император обратился с просьбой о помощи к португальцам. Те, воспользовавшись внезапностью и преимуществом в огнестрельном оружии напали на пиратов и уничтожили значительную часть их джонок, разогнав остальных. За эту победу император уступил португальцам небольшой участок земли, на которой возникла колония Макао. Правда это был единственный крупный успех португальцев, в дальнейшем война с пиратами шла не очень удачно.

Самой яркой фигурой среди китайских пиратов была женщина, которую звали госпожой Цинь (уж не прапрабабка ли мадам Вонг ? ). В конце XVIII века она стала неофицальной адмиральшей пиратского флота. Командуя шестью эскадрами, она установила на кораблях железную дисциплину и порядок. В сражениях с правительственным флотом пираты под ее командованием в большинстве случаев одерживали победу. Не сумев победить в бою, китайские власти заключили с пиратами договор, по которому те из них, кто оставлял свое ремесло, получал хорошую компенсацию. Однако сама госпожа Цинь лишь слегка изменила профиль деятельности, и закончила жизнь главарем крупной шайки контрабандистов.

К этому времени пиратство уже пошло на убыль. Местные же "флибустьеры" и "случайные прохожие" хоть и вносили некоторое разнообразие в однообразную жизнь моряков и торговцев погоды уже не делали и серьезно повредить торговле не могли. Укрепившись в Тихоокеанском регионе европейские государства взяли под контроль и все основные торговые пути. И поэтому в дальнейшем пиратам пришлось учиться довольствоваться малым...